Защитим детей от насилия

На основании решения Совета отдела по образованию Витебского городского исполнительного комитета с 10.10.2023 по 20.10.2023 проводится декада по профилактике насилия в отношении несовершеннолетних.

Домашнее насилие – это нарушение прав человека

В решении проблем насилия в семье вам помогут:

Специалисты горячей линии для пострадавших от домашнего насилия    8-801-100-8-801 (бесплатно с 8.00 до 20.00 со стационарного телефона)

Горячая линия по противодействию сексуальному насилию в отношении несовершеннолетних, в том числе в сети Интернет 8-801-201-5555 (бесплатно с 8.00 до 20.00)

Республиканская «Детская телефонная линия» 8-801-100-1611 (бесплатно, круглосуточно)

Телефон «Доверие» (экстренная психологическая помощь г. Витебск, круглосуточно)      8 (0212) 61-60-60

«Витебский Центр здоровья молодежи»  ул.Чкалова, 14 В   8 (0212) 60-77-31, 57-24-71

Информационный ресурс  www.kids.pomogut.by  (круглосуточно)

Правоохранительные органы. Если вы подвергаетесь семейной жестокости и решили наказать обидчика, обращайтесь в органы внутренних дел по телефону 102, либо по телефону прямой линии МВД: 8-017-372-73-87 Отдел внутренних дел администрации Октябрьского района г. Витебска     35-87-02

Территориальные центры социального обслуживания населения, где работают психологи, специалисты по социальной работе, юристы (телефон доверия центра Октябрьского района г. Витебска: 63-20-00, 63-20-82)

Медицинские учреждения. Если вы пострадали от физического насилия, вы можете обратиться за медицинской помощью, «снять побои». В дальнейшем заключение врача может помочь вам, если вы решите наказать преступника.

Это важно помнить родителям!

• Уважайте своего ребенка, не делайте сами и не позволяйте другим заставлять ребёнка делать что-то против своей воли.

• Если вы знаете, что ребёнок соседей подвергается насилию, избиению со стороны родителей, немедленно сообщите об этом руководителю учреждения образования, которое он посещает.

• Если ваш ребёнок говорит о нездоровом интересе к нему вашего мужа (сожителя), прислушайтесь к его словам, поговорите с мужем (сожителем), не оставляйте ребёнка один на один с ним, и если отношения зашли слишком далеко, расстаньтесь с этим человеком, нет ничего дороже счастья собственного ребенка


Дисциплина или как воспитывать детей

Практические советы для родителей

Воспитание не является такой большой проблемой, если вы подразумеваете под этим словом следующее: по­мочь ребенку помогать себе, помочь ему научиться жить и играть с другими, осторожно исследовать все новое, справляться со своими чувствами, развивать его интере­сы.

Это совсем нелегко. Нет никакого волшебного «правиль­ного пути». Методы, которыми вы дисциплинируете или воспитываете своего ребенка, зависят от всех тех особен­ностей, которые отличают вашу семью от других. Дисци­плина – это не значит заставить ребенка делать то, что хотите вы. Вы не можете заставить малыша быть «хоро­шим»; конечно, некоторые дети после криков и шлепков, угождая вам, перестают делать то, что вам не нравится.

Дети бывают наиболее непослушными, когда их родите­ли постоянно заняты своими делами, сильно напряжены или переживают сложные времена. Поэтому важно помнить, что обычно дети повторяют поведение родителей. И осознавая эту ответственность,  обращайте внимание на то, как вы себя ведете, так как дети все впитывают как «губка».

Следующие советы помогут вам ориентироваться в вопросах воспитания детей.

Больше хвалите вместо наказаний

Малыши любят, когда их хвалят, они очень любят угождать. Они очень хотят, чтобы их замечали. Если вы поощряете их поведение, которое вам нравится, ребенок, чтобы угодить вам, будет стараться еще больше. Объятия, улыбки, проявление интереса родителей к тому, что они делают, – это лучшая награда и мотивация для ребенка.

Будьте разумны в своих ожиданиях

Энергичные, очень подвижные малыши просто не воспринимают таких понятий, как «аккуратно», «тихо», «подожди» и т.д. Дайте им время осмыслить то, что вы говорите, покажите своим примером как это сделать, и закрепите новые знание совместно сделав с ребенком необходимое поведение и так вы поможете ребенку научиться новому поведению.

Используйте слово «нет», когда оно действительно нужно

Ребенку необходимо, чтобы вы установили ясные границы допустимого поведения. Если ему все сходит с рук, он будет в большом замешательстве и недоумении; но вы должны решить, что является действительно важным. Ваш ребенок научится правилам быстрее, если их будет не так много.

Научитесь договариваться с ребенком

Вы не можете заставить малыша есть, спать и ходить в туалет именно тогда, когда этого хотите вы. Вы не добьетесь послушания, вызывая все новые конфликты. Понимание того, как у детей формируются необходимые поведения и умение заранее договариваться с ребенком помогут вам минимизировать конфликты и наладить ваши взаимоотношения..

Отвлекайте ребенка или попробуйте свои уловки, чтобы переключить внимание ребенка на позитивное

Обычно легко переключить внимание малыша с чего-то, что вам не нравится, на более приятное занятие. Отвле­чение внимания не означает, что вы «сдались», но оно может творить чудеса. Если ребенок играет с кнопками на телевизоре, предложите ему старый фонарик для игры или всякий раз, когда собираетесь смотреть теле­визор, просите ребенка включить его. Если дочка хочет играть с вашей косметичкой, дайте ей разные баночки и коробочки, положив их в другую сумку.

Будьте настойчивы в том, что важно

Угрозы и придирки не дадут вам нужного результата. Малыши быстро учатся игнорировать постоянный поток фраз типа: «Если не перестанешь трогать телевизор, я тебя накажу»,

которые по сути ничего не значат. Поэтому важно научиться объяснять, показывать своим примером и договариваться, а также быть последовательным и настойчивым в своих решениях.


РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

ПО ВОСПИТАНИЮ РЕБЕНКА БЕЗ ФИЗИЧЕСКОГО НАКАЗАНИЯ,

ПО ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ ОТ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ

Насилие, пережитое в детстве, не проходит бесследно. Плохие отношения,

непонимание между взрослыми и детьми часто порождает «цепочку» осложнений у современных детей.

         Физическое насилие – это избиение, подзатыльники, щепки, удары, прижи-гание горячим, удушение, утопление, вовлечение ребёнка в употребление алко-голя, наркотиков, а также отравляющих веществ или  медицинских препаратов, вызывающих одурманивание

         Мы ужасаемся, когда видим или слышим о том, что детей бросили около мусорного бака, подбросили и т.д. Но не обращаем внимания на то, как мать дёргает ребёнка за руку или даёт ему подзатыльник. А ведь это насилие.

Последствия физического насилия для ребёнка: ближайшие, отдалённые.

Ближайшие – характерные физические травмы и повреждения, а также измене-ния в эмоциональном состоянии ребёнка.

   Страх. У маленького ребёнка из-за того, что он не знает, когда его будут бить в следующий раз, развиваются симптомы, обусловленные стрессом: тревога, голов-ная боль, психосоматические расстройства. Для него характерна повышенная воз-будимость, ожидание нападения, страх перед болью. Страх может проявляться в стремлении куда-то бежать, прятаться, а также в излишней заторможенности, внешнем безразличии. В любом случае ребёнок может быть охвачен тревогой, гневом.

   Депрессия и суицидальное поведение. Дети постарше могут впадать в депрес-сию, могут чувствовать себя никчемными, становятся агрессивными к родствен-никам, сверстникам. Результатом могут стать увечья, суицид.

   Побег из дома.  Дети оказываются на улице, могут попасть в криминальную среду.

Отдалённые – различные заболевания, нарушения физического и психического здоровья.

         Агрессивность и жестокость к окружающим. Дети способны применить на-силие к любым другим людям с разными взглядами, расой. Даже просто к прохо-жим.

         Асоциальное поведение.  Результатом пережитой травмы может стать не только агрессивность, но и чрезмерная пассивность, отсутствие способности к самозащите. Эти дети нередко становятся жертвами преступления (порнография, торговля людьми).

       Трудности в общении. Дети, пережившие любой вид насилия, испытывают трудности в социализации. Решение своих проблем чаще всего они находят в асоциальной среде.

       Трудности в построении будущих семейных отношений.  Люди, подвергав-шиеся семейному насилию, не в состоянии проявлять заботу по отношению к взрослым. В большинстве своём проявляют насилие к членам семьи. 

Воспитывая детей, нужно помнить, что они нуждаются не в физическом наказании, а в поддержке и наставлении со стороны родителей. Родители, использующие часто физические наказания, добиваются только видимости послушания со стороны детей.

1. Вы можете изменить ситуацию так, чтобы ребенку незачем было вести себя неправильно.

Пример: Ребенок постоянно обращается с требованиями, просьбами, не дает родителям поговорить друг с другом.

Предложение: Не дожидайтесь, пока ребенок станет демонстрировать потребность в вашем внимании с помощью капризов. Придя с работы, сразу уделите внимание ребенку, хотя бы 15 минут, поиграйте, поговорите с ним. Используйте любую возможность, чтобы выразить свои чувства ребенку.

2.       Не предъявляйте к ребенку требований, которые не соответствуют его возрасту и возможностям.

3.       Если ребенок обманывает, разберитесь в причинах лжи ребенка: желание избежать наказания, страх перед отвержением. Убедите ребенка, «что лучше горькая правда, чем сладкая ложь».

4.       Учитесь владеть своими чувствами. Старайтесь сдерживать свои эмоции и физическую силу. Используйте те приемы релаксации, которые вы знаете: глубокий вдох, счет до 10, расслабление мышц.

5.       Если ребенка часто наказывать, то он может привыкнуть реагировать только на физическое наказание. Кроме физического наказания существуют другие меры дисциплинарного воздействия. Возможно, поступок ребенка, за который вы его наказываете, – это сигнал тревоги, говорящий, что ребенок попал в трудную ситуацию?

Родителям о наказании

— Шлепая ребенка, Вы учите его бояться Вас.

— Проявляя при детях худшие черты своего характера, вы показываете им дурной пример.

— Телесные наказания требуют от родителей меньше ума и способностей, чем любые другие воспитательные меры.

— Шлепки могут только утвердить, но не изменить поведение ребенка.

— Наказания вынуждают ребенка опасаться потерять родительскую любовь. Он чувствует себя отверженным и начинает ревновать к брату или сестре, а порой и к родителям.

— У наказанного ребенка может возникнуть враждебное чувство к родителям. И едва в нем объединятся два чувства: любовь и ненависть,- как сразу возникает конфликт.

— Если Вы шлепаете ребенка под горячую руку, это означает, что Вы хуже владеете собой, нежели требуете от ребенка.

— Частые наказания побуждают ребенка привлекать внимание родителей любыми средствами.

Чем заменить наказание?

Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.

Объяснением. Объясняйте ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратки.

Неторопливостью. Не спешите наказывать сына или дочь – подождите, пока проступок повторится.

Наградами, похвалой. Они более эффективны, чем наказание.

Способы выражения родительской любви:

Несмотря на то, что эти способы на первый взгляд кажутся очень простыми, но они очень необходимы ребенку:

— называйте ребёнка ласковыми именами;

— как можно больше ласкайте своего ребёнка;

—  разговаривайте с ребёнком, чтобы его глаза были на уровне ваших глаз;

Письмо родителям от ребёнка:

Дорогие мама и папа! Для того, чтобы я вырос здоровым и счастливым человеком мне очень нужно, чтобы вы помнили о том, что для меня важно и необходимо уже сейчас.

1. Любите меня и не забывайте выражать свою любовь (взглядом, улыбкой, прикосновением). Любите меня просто за то, что я есть и я стану еще лучше.

2. Не бойтесь проявлять твердость по отношению ко мне, особенно это касается ваших родительских требований. Я должен знать границы дозволенного.

3. Не сравнивайте меня с другими. Я имею право быть другим, и я единственный такой на всей земле, неповторимый.

4. Больше думайте о том,  какие чувства я испытываю, чем о том,  как я себя веду. Часто мое поведение зависит от моего эмоционального состояния.

5. Я очень вас люблю и всегда хочу быть любимым вами. Поэтому не огорчай-тесь, когда я раздражаюсь и злюсь на вас, когда капризничаю или кричу. Это пройдет. Мои чувства, как и ваши, не вечны. Возможно, я хочу, чтобы вы больше обращали на меня внимания.

6. Не делайте для меня того, что я могу сделать сам. Я буду чувствовать себя ма-леньким и не захочу вырастать. Буду продолжать требовать, чтобы вы обслужи-вали меня.

7. Не обращайте слишком много внимания на мои дурные привычки. Излишнее внимание, а особенно запрет, только способствуют их закреплению. Лучше помо-гите мне осознать,  в чем их ощутимый для меня вред.

8. Никогда не обзывайте меня. Это больно ранит меня, мне кажется, что я самый плохой на свете и мне ни к чему делать что-то хорошее. Тогда рушатся все мои надежды и я не верю в себя. Это влияет на мою самооценку. Как я смогу оправдать ваши ожидания относительно моего будущего, если я так и не научусь любить себя?

9. Не бейте и не унижайте меня. Я вырасту и буду мстить всему миру, наказывая себя и своих детей и делая вас несчастными. Мне не хочется жить в злом и неприветливом мире, поэтому не бейте меня сейчас, от этого я не стану лучше.

10. Предъявляйте требования, которые соответствуют моему возрасту, тогда я смогу их выполнить.

11. Дайте мне право на ошибку и не заставляйте меня считать, что мои ошибки — преступления. Все люди могут ошибаться. Никто не совершенен.

12. Не требуйте от меня объяснений по поводу моего плохого поведения. Иногда я сам не знаю,  почему сделал то или иное. Лучше помогите мне осознать,   чем оно плохо и чем оно вредит мне и окружающим.

13. Найдите время и выслушайте меня. Иногда мне очень хочется рассказать о себе и о моих проблемах.

14. Не вызывайте у меня чувство вины и не говорите: «Из -за тебя в моей жизни ничего не складывается! Из-за тебя в доме скандалы!». Ведь я не отвечаю за проблемы взрослых.

15. Помните, что я многому учусь у вас и хочу быть похожим на вас.

16. Не оберегайте меня от последствий моей деятельности. Мне необходимо учиться на собственном опыте.

17. Будьте со мною искренними, всегда и во всем: когда выражаете свои чувства, когда слушаете меня, когда делаете замечания и пр. Если одобряете — одобряйте искренне. Радуйтесь искренне. Если вы говорите и думаете одно, а чувствуете совсем другое — я это вижу и испытываю смятение и неуверенность во всем.

18. Будьте готовы воспринимать меня как личность отдельную от вас и не похо-жую на вас.

19. За проявление моих чувств не хвалите и не ругайте меня, помогите мне осоз-нать, что чувства просто есть и испытывать их может каждый, чувствовать не запрещается и не стыдно.

20. Дарите мне каждый день хотя  бы полчаса времени своей жизни, и пусть эти полчаса будут принадлежать только мне, ни о ком и ни о чем не думайте в это время, кроме меня. Этим вы заполните мой эмоциональный вакуум и я буду твердо уверен в том, что вы меня любите и я вам нужен.

21. Не делайте мне замечаний в присутствии других людей. Поговорите со мной об этом наедине.

22. Заботьтесь обо мне.


НЕНАСИЛЬСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

Ребёнку важно чувствовать, что родители желают ему добра, а детям,
которых ударили, порой трудно не потерять веру в добрые намерения
родителей.
У тех, кого в детстве били, душевная рана не заживает в течение
многих  лет.  Нередко  они  не  могут  избавиться  от  чувство  боли  и
обиды и во взрослом состоянии.
Словесные  оскорбления  –  обидные  замечания,  грубые  слова,
постоянные  придирки,  насмешки  –  могут  оказаться  не  менее
унизительными  и  способны  причинить  не  меньший  вред,  чем
рукоприкладство.
Чтобы  воспитать  ребёнка  и  установить  с  ним  доверительные
отношения,  то  попробуйте  воспользоваться  такими
психологическими приёмами:
-каждый день начинайте с улыбки и заканчивайте миром;
-давайте ребёнку возможность самому выбирать одежду, еду, книги,
развлечения, друзей;
-не  принуждайте  его,  а  постарайтесь объяснить  почему  нужно
сделать так, а не иначе;
-уважайте  ребёнка (например, прежде чем  посмотреть   взять  его  вещь,  поинтересуйтесь,  не  будет  ли  ребёнок
против);
-не  применяйте  при  общении  с  ребёнком  оскорбительных  слов
(лентяй, трус, осёл и т.д.)
-не давайте категоричных оценок (ты неисправим, ненормальный и
т.д.); 
-помните,  что  не  одобрять  только  можно  поступки,  но  не  самого
ребёнка (не «ты плохой», а «ты сделал плохо»;
-почаще советуйтесь с ребёнком, спрашивайте его мнение («А как ты
думаешь?» «А как бы ты поступил?»);
-предоставьте  ему  возможность  быть  разным  (послушным,
шаловливым, весёлым, задумчивым, таким, какой он есть);

-после наказания проступок, за который вы наказали ребёнка, нужно
забыть;
-нельзя наказывать больного ребёнка;
-если хотите похвалить, то хвалите за его труды (за поделку, вымытую
посуду и т.д.)
-заранее  предупреждайте  ребёнка  о  ваших  намерениях  («Мне  бы
хотелось, чтобы завтра вечером»)
—  предоставьте  ребёнку  возможность  чувствовать  себя  нужным  в
семье, ответственным за какое-то семейное дело;
— никогда  не  торопите  ребёнка,  дайте  ему  возможность  жить  в
собственном ритме;
— будьте последовательны в своих требованиях.


Психологическое насилие

Эмоциональным (психологическим) насилием является однократное или хроническое  психическое  воздействие на ребенка или его отвержение со стороны  родителей  и  других  взрослых,  вследствие  чего  у  ребенка нарушаются   эмоциональное   развитие,   поведение   и  способность  к социализации.

К психологическому насилию относится:

— угрозы  в  адрес  ребенка,  проявляющиеся в словесной форме без применения  физической  силы;

— отказ от общения (отмахиваются от ребёнка), когда тот хочет им что-то рассказать;

— открытое неприятие, оскорбление, высмеивание  и унижение его достоинства,

— обвинение ребенка во всех своих неудачах, использование его в качестве «козла отпущения»;

— сравнение   с  другими  детьми  не  в  его  пользу,  постоянное сверхкритичное отношение к нему; 

— лишение   ребенка  необходимой  стимуляции (поцелуи, объятия, утешения и т.д.),  игнорирование  его основных нужд в безопасном окружении, родительской любви;

— предъявление к  ребенку  чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям;

— противоречивая реакция на поступки ребёнка: один родитель – одно, другой – другое. Или: сегодня – так, а завтра – иначе.

— однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму;

— преднамеренная   изоляция   ребенка,   лишение  его  социальных контактов, запрет на встречи с одним из родителей после развода.

Особенности  детей,  подвергающихся  эмоциональному (психологическому) насилию:

— задержка психического развития;— невозможность сконцентрироваться, плохая успеваемость;

— низкая самооценка;

— эмоциональные   нарушения   в   виде   агрессии,  гнева  (часто обращенных против самого себя), подавленное состояние; 

— избыточная потребность во внимании;

— депрессия, попытки суицида;  

— неумение  общаться  со  сверстниками  (заискивающее  поведение, чрезмерная уступчивость или агрессивность); 

— ложь,  воровство, девиантное (или «отклоняющееся», асоциальное) поведение; 

— нервно-психические  и  психосоматические  заболевания: неврозы, энурез, тики,  расстройства сна, нарушения аппетита, ожирение, кожные заболевания, астма и др.


СЕМЬЯ — ЭТО ОДНА ИЗ ВЕЛИЧАЙШИХ ЦЕННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА, СОЗДАННЫХ ЗА ВСЮ ИСТОРИЮ ЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ, НО НЕ ВСЕМ УДАЕТСЯ ЕЕ СОХРАНИТЬ.

Необходимо привлечь внимание общественности к решению проблем домашнего насилия. За закрытой дверью вроде бы благополучной семьи может происходить «тихое» насилие, когда страдают женщины, дети, пожилые люди.

 Виды насилия в отношении детей в рамках семьи:

  • Физическое насилие (нанесение физических повреждений — побои, увечья, пощечины, пинки; вовлечение ребенка в употребление алкоголя, наркотиков, токсических веществ);
  • Психологическое (эмоциональное) насилие (оскорбления, угрозы, шантаж, запугивания, жесткий контроль);
  • Сексуальное насилие (вовлечение в сексуальные отношения детей, совершение сексуальных действий против воли партнера);
  • Экономическое насилие (материальное давление, запрещение работать или учиться, лишение финансовой поддержки);
  • Пренебрежение основными нуждами ребенка.

Насилие не должно быть безнаказанным!

НЕ ДОПУСТИТЬ НАСИЛИЯ — СОХРАНИТЬ СЕМЬЮ!