Влияние стилей родительского поведения на ребёнка

Идея о том, что ничто не может заменить ребенку семью, общепринята. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Семейное воспитание имеет ряд несомненных достоинств. К ним следует отнести, благоприятный эмоциональный и морально-психологический климат, атмосферу любви, заботы и поддержки, близость родительского воздействия, духовную связь и преемственность между поколениями, постоянный пример взрослых, нравственное воспитание личности, через усвоение системы ценностей, семейных традиций, стереотипов поведения и общения и т.д.

Однако в некоторых семьях происходят затруднения в воспитании детей, которые приводят в дальнейшем к их нежелательному поведению. 

Выделяются следующие виды семей по типу воспитательных ошибок:

   — семьи с попустительско-снисходительным стилем воспитания, когда родители не придают значения проступкам детей, не видят в них ничего страшного, считают, что «все дети такие», что «мы сами такими же были». Такие родители не желают менять свое благодушное, самоуспокоенное настроение и реагировать на проблемные моменты в поведении ребенка. Дети в таких семьях склонны к непослушанию и агрессивности,  на людях ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе;

   — семьи с позицией круговой обороны воспитания, строят свои отношения с окружающими по принципу «наш ребенок всегда прав». Такие родители весьма агрессивно настроены ко всем, кто указывает на неправильное поведение их детей. Даже совершение подростком тяжелого преступления в данном случае не отрезвляет пап и мам. Они продолжают искать виновных на стороне. Дети из таких семей страдают особенно тяжелыми дефектами морального сознания, они лживы и жестоки, весьма трудно поддаются перевоспитанию;

   — семьи с демонстративным стилем воспитания, когда родители (чаще мать), не стесняясь, всем и каждому жалуются на своего ребенка, рассказывают на каждом углу о его проступках, явно преувеличивая степень их опасности. Нередко такие родители заявляют, что они прилагают массу усилий, чтобы из сына или дочери вырос хороший человек, но это, к сожалению, не дает желаемых результатов, сын растет «бандитом» и прочее. В конечном итоге подобного рода «воспитательные  усилия» родителей приводят к утрате у ребенка стыдливости, чувства раскаяния за свои поступки, у них снимается внутренний контроль за собственным поведением, появляется озлобленность по отношению к взрослым, родителям;

   — семьи с педантично-подозрительным стилем воспитания, при котором родители не верят, не доверяют своим детям, подвергают их оскорбительному тотальному контролю, пытаются полностью изолировать от сверстников, друзей, стремятся абсолютно контролировать свободное время ребенка, круг его интересов, увлечений и общения;

   — семьи с жестко-авторитарным стилем воспитания, в которых родителям присуще злоупотребление физическими наказаниями. К такому стилю отношений больше склонен отец, стремящийся по всякому поводу жестоко наказать (избить) ребенка, считающий, что существует лишь один эффективный воспитательный прием – физическая расправа. Угрозы, постоянная боязнь наказания, могут сделать одного ребенка боязливым, угрюмым, безвольным, несамостоятельным, а другого – озлобленным, раздражительным, неуправляемым, стремящимся обидеть слабых, маленьких, беззащитных;

   — семьи с увещевательным стилем воспитания, где в противоположность жестко-авторитарному стилю родители проявляют по отношению к своим детям полную беспомощность, предпочитают увещевать, бесконечно уговаривать, объяснять, не применяя никаких волевых воздействий и наказаний. Дети в таких семьях, что называется, «садятся на голову» и не воспринимают в свой адрес никаких воздействий с их стороны;

   — семьи с отстраненно-равнодушным стилем воспитания. Данный стиль возникает, как правило, в семьях, где родители, в частности мать, поглощены устройством своей личной жизни или карьеры. Например, выйдя вторично замуж, мать не находит ни времени, ни душевных сил для своих детей от первого брака, равнодушна как к самим детям, так и к их поступкам. Дети предоставлены самим себе, чувствуют себя лишними, стремятся меньше бывать дома, с болью воспринимают равнодушно-отстраненное отношение матери. Такие дети обычно с благодарностью воспринимают заинтересованное, доброжелательное отношение со стороны старших, способны привязаться к любому постороннему человеку и относятся к нему с большой теплотой и доверием;

   — семьи с воспитанием по типу «кумир семьи». Данное отношение часто возникает по отношению к «поздним детям», когда долгожданный ребенок наконец-то рождается у немолодых родителей или одинокой женщины. В таких случаях на ребенка готовы молиться, все его просьбы и прихоти безоговорочно выполняются, что приводит к формированию у него крайнего эгоцентризма, эгоизма, первыми жертвами которого становятся сами же родители;

   — семьи с непоследовательным стилем воспитания, когда у родителей, особенно у матери, не хватает выдержки, самообладания для осуществления последовательной воспитательной тактики в семье. Возникают резкие эмоциональные перепады в отношениях с детьми – от наказания, слез, ругани до умилительно-ласкательных проявлений, что приводит к потере родительского авторитета. Ребенок становится неуправляемым, непредсказуемым, пренебрегает мнением старших, родителей.

Рассмотренные стили родительского поведения подрывают главную цель родителей – подготовить детей к самостоятельной жизни в обществе, помочь им научиться решать проблемы. Родитель добьётся только того, что ребёнок будет чувствовать себя отверженным. Поэтому так важно родителям не допускать серьёзных ошибок в своих отношениях с детьми, так как от этого страдают не только они сами, но и дети, которые становятся жертвами педагогической некомпетентности взрослых.