Формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи
В Республике Беларусь существуют различные формы устройства в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так называемые замещающие семьи. Выделяют следующие виды замещающих семей:
1. Усыновление – основанный на судебном решении юридический акт, в силу которого между усыновителем и усыновленным возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми.
Кандидаты в усыновители могут получить информацию о процедуре усы-новления и перечне документов, необходимых для усыновления в управлении (отделе) образования по месту своего жительства либо в Национальном центре усыновления.
2. Опека (попечительство) – принятие ребенка в семью на правах подопечного. Опекун выполняет обязанности по уходу, воспитанию и обучению ребенка на безвозмездной основе. На содержание ребенка выплачивается пособие, размер ежемесячных выплат определяется государством и пересчитывается с учетом изменения цен на товары и услуги. Устанавливается опека по решению органа опеки и попечительства управления образования администрации района по месту жительства для воспитания, защиты личных, имущественных прав и законных интересов детей.
3. Приемная семья – временная форма устройства ребенка на воспитание в семью, которая образуется на основании договора о передаче ребенка на воспитание в семью и трудового договора. Общее число детей, включая родных и усыновленных, как правило, не должно превышать 4 человек. Родитель-воспитатель получает заработную плату и пособие на содержание ребенка, время работы зачисляется в трудовой стаж, имеет право на оплачиваемый отпуск, премии. На период трудового отпуска органы опеки и попечительства организуют летний отдых приёмных детей. Приёмные родители повышают свою квалификацию в порядке, установленном для педагогических работников системы образования.
Приёмные родители ведут учёт расходов в письменной форме по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на содержание ребёнка (детей). Сведения об израсходованных средствах и управлении имуществом приемного ребенка, в том числе жилым помещением, представляются ежегодно в орган опеки и попечительства. Передача детей в приёмную семью не влечёт за собой возникновения между приёмными родителями и приёмными детьми алиментных и наследственных правоотношений.
4. Детский дом семейного типа — имеет статус государственного учреждения.
Детский дом семейного типа — семья, принявшая на воспитание от пяти до десяти детей-сирот и (или) детей, оставшихся без попечения родителей, в рамках которой супруги или родители-воспитатели выполняют обязанности по воспита-нию детей на основании договора об условиях воспитания и содержания детей и трудового договора.
Деятельность детского дома семейного типа регламентируется Постановле-нием Совета Министров РБ от 28 февраля 2006 № 289 «Об утверждении положе-ния о детском доме семейного типа». Детский дом семейного типа создается ре-шением местных исполнительных и распорядительных органов. Общее число де-тей в детском доме семейного типа, включая родных и усыновленных, не должно превышать 10 человек. Для создания детского дома семейного типа обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи и воспитанника должна составлять не менее 15 квадратных метров. При формировании детского дома семейного типа местный исполнительный и распорядительный орган обеспечивает его необходимым оборудованием, мебелью и мягким инвентарем, выделяет средства на хозяйственное обслуживание и иные расходы по нормам и тарифам, действующим на данной территории. Государство выплачивает ежемесячные денежные средства на содержание приемных детей.
Чтобы стать родителем-воспитателем детского дома семейного типа необ-ходимо пройти не только профессиональный и психологический отбор, но и курс обучения.
Приемные родители и родители-воспитатели являются специалистами системы образования, постоянно повышают свою квалификацию. Время работы в качестве приемных родителей и родителей-воспитателей засчитывается в общий трудовой стаж. Им гарантировано право на государственное социальное страхование и пенсионное обеспечение. Таким образом, приемная семья и детский дом семейного типа – это профессиональные формы семейной заботы о детях, оставшихся без попечения родителей.
Замещающими родителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:
— лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
— лиц, в судебном порядке лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах;
— лиц, отстраненных от обязанностей опекуна за ненадлежащее выполнение обязанностей, возложенных на них законом;
— бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;
— лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять права и обязанности по воспитанию ребенка;
— лиц, имеющих судимость.
На воспитание в замещающие семьи передаются:
— дети, родители которых умерли;
— дети, родители которых неизвестны;
— дети, родители которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах;
— дети, родители которых по состоянию здоровья не могут осуществлять их воспитание и содержание;
— дети, родители которых отбывают наказание в местах лишения свободы.
Полную информацию о возможностях стать усыновителем, опекуном (попечителем), приемным родителем, патронатным воспитателем, можно получить в кабинете 424 отдела по образованию администрации Октябрьского района г. Витебска по адресу: ул. Смоленская, 9.
Прием граждан каждую пятницу с 11.00 до 20.00 (с 13.00 до 14.00 обед) осуществляет главный специалист отдела Галян Ирина Петровна.
Контактный телефон: + 375 (212) 37-96-86.
Информацию о процедуре усыновления и перечне документов, необходимых для усыновления также можно получить в Национальном центре усыновления.
Помните — вы можете подарить детям счастливое детство, а сами обрести желаемое родительское счастье.
ЧТО ТАКОЕ ПРИЁМНАЯ СЕМЬЯ?
Приёмная семья является одной из форм устройства на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Образуется на основании договора об условиях воспитания и содержания ребёнка (детей) в приёмной семье.
На воспитание в приёмную семью передаётся от одного до четырёх детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Органы опеки и попечительства определяют число детей, которые могут быть переданы на воспитание в данную приёмную семью, очередность и сроки их передачи, продолжительность адаптационного периода ребёнка в приёмной семье.
Приёмному родителю время работы зачисляется в трудовой стаж. Как работник системы образования он имеет право на оплачиваемый отпуск, премии и т.д. Поэтому кандидаты в приёмные родители в обязательном порядке проходят соответствующий отбор и обучение.
Органы опеки и попечительства и социально-педагогические центры осуществляют сопровождение и контроль за условиями содержания, воспитания и образования приёмных детей, анализируют деятельность приёмных родителей, организуют необходимые консультации и психолого-педагогическую и социально-педагогическую поддержку в соответствии с договором об условиях воспитания и содержания детей и планом развития приёмной семьи.
ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ ПРИЁМНОЙ СЕМЬИ
Лица, желающие взять ребёнка (детей) на воспитание в свою семью, должны обращаться в отдел образования по месту своего жительства.
В случае наличия в районе (городе) детей, которые могут быть переданы на воспитание в приёмную семью специалист органа опеки и попечительства ознакомит с перечнем документов, необходимых для создания приёмной семьи, ответит на интересующие вопросы создания и функционирования приёмной семьи.
Отдел образования либо уполномоченные им организации проводят обследование условий жизни лиц, желающих взять детей на воспитание в приёмную семью. Изучают их личностные особенности, уклад жизни и традиции семьи, межличностные взаимоотношения в семье, оценивают готовность всех членов семьи удовлетворить основные жизненные потребности детей и обеспечить защиту их прав и законных интересов. Полученная информация отражается в акте обследования условий жизни кандидатов в приёмные родители.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПРИЁМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ
● Приёмные родители по отношению к принятому на воспитание ребёнку (детям) обладают правами и несут обязанности опекуна, попечителя.
● Приёмные родители не имеют права препятствовать усыновлению приёмных детей другими лицами.
● Права приёмных родителей не могут осуществляться в противоречии с интересами детей.
● Приёмные родители повышают свою квалификацию в порядке, установленном для педагогических работников системы образования.
● Трудовой отпуск приёмным родителям предоставляется согласно графику трудовых отпусков, составляемому управлением (отделом) образования, заключившим с ними трудовой договор. На период трудового отпуска органы опеки и попечительства организуют летний отдых приёмных детей.
● Время работы в качестве приёмных родителей засчитывается в общий трудовой стаж.
● Приёмные родители ведут учёт расходов в письменной форме по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на содержание ребёнка (детей). Сведения об израсходованных средствах и управлении имуществом приёмного ребенка, в том числе жилым помещением, предоставляются ежегодно в орган опеки и попечительства.
● Передача детей в приёмную семью не влечёт за собой возникновения между приёмными родителями и приёмными детьми алиментных и наследственных правоотношений.
Если вы готовы трудиться и дарить свою любовь детям с особенной судьбой обращайтесь в отдел по образованию по месту своего жительства.